Регистрация
Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим
Алексей Феофилактович Писемский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://olga-nastenko.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
учительский портал
электронный журнал
учительский портал
учительский портал
всероссийские олимпиады и конкурсы
РЦОКОСО
Сейчас на сайте: 13

Версия для слабовидящих

Памятки, инструкции, рекомендации по русскому языку и литературе


Памятка по русскому языку и литературе для родителей пятиклассников.

Если Вы внимательно следите за процессом  обучения своего ребенка, если стараетесь   помочь ему адаптироваться в средней школе, если намерены приучить его работать в системе, если сами желаете знать требования к ведению тетрадей по русскому языку и литературе  (а также условия качественного выполнения домашнего и классного заданий)  и хотите понимать логику выполнения этих требований и заданий, то данные  рекомендации  для Вас.

 

1. Каждому пятикласснику необходимо иметь 2 рабочие тетради по русскому языку. В них он выполняет классную и домашнюю работу, которую учитель проверяет ежедневно.

 

2. Дома обучающийся в обязательном порядке выполняет работу над ошибками по образцу, который даётся учителем. В случае отсутствия работы над ошибками домашнее задание считается невыполненным .

 

3. При оформлении домашнего задания обязательно пишется число, вид работы, слово упражнение полностью, № упражнения.

 Например: Второе сентября.

 Домашняя работа. 

 Упражнение № 7.

 

4. Домашнее упражнение выполняется по заданию, которое может быть увеличено или уменьшено учителем. Необходимо выполнять все виды разбора, обозначенные цифрами. Расшифровка цифр даётся  в начале учебника, план и образцы разбора - в параграфах или в конце учебника.

 

5. Если требуется вставить пропущенные буквы или знаки препинания, то ученик должен графически объяснить, почему он принял именно такое решение, то есть обозначить орфограмму или пунктограмму.

 

6. Орфограмма – это буква в слабой позиции.  Слабая позиции для гласных – безударное положение и нахождение после шипящих и Ц; для согласных – на конце слова и перед другой согласной.

 

7. Если орфограмма на месте гласной буквы, то обязательно необходимо поставить ударение, подчеркнуть объясняемую букву, обозначить морфему (часть слова), в которую входит эта буква, подобрать необходимое правило орфографии и окончательно обозначить орфограмму по образцу, данному в учебнике или учителем. Все правила и образцы есть на форзацах учебника.  Желательно, чтобы на полях или в скобках записывались проверочные слова: Например: 

- в слове раздавать ставим ударение, подчеркиваем вставленную букву одной чертой, выделяем корень -да- , подбираем проверочное слово, в котором ударение падает на корень (дать), ставим ударение, обозначаем морфему, подчеркиваем гласную двумя чертами;

- в слове на работе надо объяснить правописание  последней гласной, следовательно, ставим ударение, обозначаем морфему (окончание), определяем часть речи (сущ.), записываем морфологические признаки (условия), которые определяют выбор гласной в окончании существительного (1 скл., П.п.);

- в слове трубка необходимо объяснить согласную в слабой позиции, поэтому подчеркиваем эту согласную (б) одной чертой, согласную, которая создала эту позицию, двумя чертами (к), обозначаем морфему, куда входит объясняемая буква (корень), подбираем и записываем проверочное слово (труба): б подчеркнуть одной чертой, а – двумя чертами, обозначить корень.

 

8. При постановке знака препинания внутри предложения следует графически обозначить условия постановки и (при необходимости) составить схему (смотри образцы на форзацах учебника). Например:

- в предложении «В саду растут  яблоки, груши и сливы» необходимо подчеркнуть одной чертой однородные подлежащие и двумя чертами сказуемое (грамматическую основу желательно обозначать всегда), начертить схему предложения, обозначив однородные члены кружками.  [==== O, O и O].

- в предложении «Наступили холода, и птицы улетели в тёплые края» подчеркиваем две грамматические основы, обводим в кружок запятую и средство связи между предложениями – союз И, чертим схему:

[=======   ______ ], и [ ________ =========].

 

9. У каждого обучающегося должна быть тетрадь для контрольных работ по русскому языку, которая хранится в классе. Обычно работа над ошибками в этой тетради выполняется в классе, но если есть необходимость продолжить ее дома, то обучающийся обязательно сдает тетрадь на следующем уроке. Если отсутствуют тетради для контрольных работ или тетради по развитию речи, то общая оценка может быть снижена.

 

10. Тетрадь для творческих работ  по русскому или литературе (тетрадь по развитию речи) хранится в классе и своевременно сдается обучающимся после работы над ошибками или домашним сочинением.

 

11. Тетрадь – Словарик по русскому языку. Это общая тетрадь, которая является первым помощником для обучающегося. Словарик заполняется постепенно, по мере изучения материала. Как правило, ведётся учащимися с 5 по 11 класс. Состоит из нескольких разделов: «Словарь трудных слов», «Словарь корней», «Говори правильно», «Разборы», «Термины и понятия», «Таблицы». Слова из этой тетради помогут Вам организовать дополнительные самостоятельные занятия по предмету: предложите ребенку составить несколько предложений, включив в них как можно больше слов из словарных диктантов (особенно тех, в которых были допущены ошибки). Наиболее «коварные» слова можно выписывать на карточки и развесить их над столом ребенка, на холодильнике, на зеркале и т.д. Менять карточки по мере устранения ошибок.

 

12. Задание по литературе есть всегда: выразительное чтение, пересказ, полные (письменные или устные) ответы на вопросы, которые есть в учебнике после изучаемого произведения. Обратите внимание на словарь в конце учебника: обучающиеся должны владеть литературоведческой терминологией.

 

13. Чтобы иметь ясное представление об уровне обученности Вашего ребенка по предмету, познакомьтесь с образовательными программами и Государственными стандартами, где определены знания, навыки и умения, которыми должны владеть обучащиеся того или иного класса.

           

Успехов Вам, уважаемые родители, в нелегком и ответственном деле воспитания и образования сыновей и дочерей! Надеюсь на сотрудничество и понимание.

 

 

Уважаемые родители!
В современных условиях, когда на первое  место у детей выходит компьютер, книга перестала привлекать внимание новых читателей. Что же делать, чтобы возродить любовь к чтению. 
Самое главное-не наказывайте детей чтением и не заставляйте насильно читать. Глагол ЧИТАТЬ так же, как глаголы ЛЮБИТЬ и МЕЧТАТЬ, не может быть употреблен в повелительном наклонении. Чтение, как и любовь,- это просто образ жизни. Вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать,а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями.
Если ребенок делает лишь первые  шаги  в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно.
Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения её в школе. Включайтесь в её чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас. ребенок получит радость.
Если вы хотите, чтоб ваш ребенок читал, надо, чтобы вы тоже любили книгу. Читайте вместе,читайте вслух и по очереди. Получайте удовольствие от чтения.

Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Десять фактов о пользе чтения.

 
1. Чтение делает взгляд острее.

Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье

Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду

Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться

Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время

Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре

Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей

Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.
(Из статьи Анны Штейман "Страсть к чтению")
 
 
Как помочь своим детям при подготовке к экзаменам?     
 
 В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.     Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.     Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.       Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.  
 
Поведение родителей  
 
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.  Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.  Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.   Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".  
 
 
Организация занятий  
 
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!   Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.     Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.   В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.   Помогите распределить темы подготовки по дням.    Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!  
 
 
Питание и режим дня  
 
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и     т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"  Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.  Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.   С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!